Почему поститься полезно: проверено лично

Ранняя церковь постилась

Словам Иисуса следует алгоритм поста, который мы встречаем в первой церкви по мере того, как читаем о её росте в книге Деяний. Один из значимых моментов поста происходит в Антиохии, когда начальники церкви «молились Господу и постились», прося Божьего водительства (Деяния 13:2-3): когда они постились, Дух Святой проговорил к ним: «Отделите мне Варнаву и Савла для труда, на который я их призвал». И они, снова помолясь с постом, возложили на них руки и отпустили их. 

После этого в 14-й главе Деяний мы читаем о посте и молитве в каждой церкви: посещая города, в которых они обратили к Господу людей еще в первых миссионерских путешествиях, Павел и Варнава рукополагали старейшин в каждой церкви и с молитвой и постом посвящали их Господу, в которого поверили. 

Спор об аскезе

На одном научном семинаре у нас произошел маленький религиоведческий спор. Обсуждалась тема аскезы в иудаизме. В центре внимания на семинаре была кумранская община, события двухтысячелетней давности. Со всеми положенными оговорками про неортодоксальность Кумрана, про подчеркнуто аскетический характер общинной жизни.

На семинаре присутствовал исламовед, серьезный ученый. Он предложил вопрос: «Есть ли в иудаизме аскеза? Например, уважаемые представители суфийской традиции категорически заявляют, что в исламе аскезы нет». Интересный поворот темы. В обсуждении темы я тоже принял участие. Для меня ясно, что аскеза есть не только в христианстве, в буддизме, индуизме, но и в иудаизме, и в исламе.

Ясно, потому что пост практикуется во всех перечисленных религиях. А пост – это одна из главных аскетических практик. Православные христиане соблюдают Петров пост, иудаисты постятся на Девятое ава, мусульмане – в Рамадан. Как видим, пост специально приурочен к особому религиозному солнечно-лунному календарю. Постом может быть достаточно «голодная» подготовка к великому празднику-пиршеству. Или же ощутимое на «физиологическом» уровне воспоминание о таких событиях прошлого, что приводят душу в священный трепет.

Ясно, что религиоведам не надо смешивать разные религии, не стоит механически переносить понятия одной религии на другую. Христианский пост имеет множество особенностей, первостепенных по значению и второстепенных.

В христианском посте тема покаяния, например, важнее, чем тема ритуальной чистоты или тема религиозной дисциплины. Пост помогает христианам каяться. Именно в покаянии христианин обретает духовную чистоту и послушание Богу (религиозную «дисциплинированность»). О покаянии нет возможности сейчас говорить, потому что покаяние в христианстве – особая духовная практика, до тонкостей разработанная. А тема у нас не «покаяние», а «пост», и еще – вторая прибавилась – «аскеза».

Когда суфии утверждают, что в исламе аскезы нет, они хотят подчеркнуть отличие ислама от христианства. И суфии подразумевают, видимо, монашескую аскезу христианства (воздержание от супружеских отношений). В исламе, действительно, нет монашества. Соответственно, начисто отсутствует монашеская аскеза. Но ведь бывают формы немонашеской аскезы, их немало. Они есть в христианстве, имеются они и в исламе, свои для каждой религии. Разве не аскетическая практика – пожизненное воздержание от вина и любых алкогольных напитков? Ответ напрашивается сам. В самых разных религиозных традициях легко найти аскетическое воздержание от пищи и питья.

СМЫСЛ ПОСТА

– Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Вроде не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно «убивать своё тело», свои желания? Зачем такая несвобода?

– Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А, кроме того, даже если мы не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках.

Например, легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, — любовь познается из дел. И если мы   хотим любить Бога, то ограничим себя в том, что нас удаляет от Него. Нет такой цели — ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, – ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются. Не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют то, что имели.

Священник Михаил НемноновКак понять, что пост проходит не зря? отвечает священник Алексий Чумаков (Лос-Анджелес)– Чем отличается время поста от обычного времени? Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять во время поста? Ксения

– Здравствуйте, Ксения!

Пост – особое время познания собственной немощи и преодоления собственного «я». Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас. Мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями – эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь. Следующий пост приносит нечто своё. Поэтому и говорят Отцы, что посты – это лестница, которая ведёт нас в Небо.

Если же у Вас есть ощущение, что пост даётся Вам легко, посоветуйтесь с духовником или с тем священником, у которого постоянно исповедуетесь: Вам помогут понять, что именно не так, в чём причина этой расслабляющей лёгкости. Бывает, что благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей – есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста – несовершенство не снаружи, оно внутри нас и пост помогает увидеть его.

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, почему именно в пост так обостряются отношения — и на работе, и личные. Происходят ссоры, из которых потом трудно выйти. Как избежать таких ситуаций или не допустить их? Спасибо. Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! Основная причина этому в том, что часто мы заботимся лишь о посте телесном, очень внимательно подчас вычитывая ингредиенты на упаковках (чтобы не нарушить пост), но забываем о том, что пост духовный намного важнее. Старцы говорили: «Вы хоть мясо постом ешьте, только друг друга не ешьте»

То есть при всей важности телесного поста намного важнее так проводить пост, чтобы не изнемогать от голода и усталости (а при этом обычно появляется раздражительность) и из-за этого не «обострять отношения» с ближними

Нужно очень внимательно относиться к своему внутреннему настрою, стараться быть спокойной и доброжелательной со всеми, регулярно молиться. Скажем, каждый час посвящать 1-2 минутки чтению Иисусовой молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!». Согрешили раздражительностью – тут же горячо кайтесь перед Господом, просите прощения у того, кого обидели. Просите у Господа даровать Вам смирение, терпение и кротость.

О послаблении в пост

Не все люди по состоянию здоровья могут придерживаться строгого поста. Кому разрешаются послабления во время поста и как определить свою меру строгости поста? Великий пост, как и всякую христианскую добродетель, нужно совершать с рассуждением.

1. Поститься необходимо по возможности строго, но строго в меру. Преподобный Исаак Сирский говорил: «Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным».

2. Пост не навредит здоровью, если в душе у человека мир, молитва и благодать. Если постящийся постоянно испытывает страх. тревогу и беспокойство, то ему следует отказаться от строгого поста нужно поститься умеренно. Паисий Святогорец говорил: «Желудок от постов не портится. Однако вели человек расстраивается, то ему надо есть. Потому что, когда человек расстраивается, его желудок постоянно вырабатывает желудочный сок, который должен вырабатываться только для переваривания пищи. Сок разъедает стенки желудка, и он начинает болеть. Человек должен есть в соответствии с тем состоянием, в котором находится».

3. Если здоровье не позволяет человеку соблюдать строгий пост, ему рекомендуется придерживаться лишь некоторых ограничений в пище. Святитель Нектарий Эгинский писал по этому поводу одной монахине: «..Будучи в бобром здравии, вы сможете духовно расти, в противном случае ваши усилия окажутся тщетными. Вы должны соизмерять строгость постов со своим здоровьем, дабы не оказаться вынужденными уходить из затвора в города в поисках исцеления от телесных недугов».

4. Церковь допускает послабления в посте для беременных, кормящих, путешествующих. Не распространяется строгий пост и на детей.

Определяя меру своего поста, нужно помнить, что пост — это не цель, а лишь средство. Цель — это приближение к Богу, соединение и общение с Ним. Блаженный Диадох говорил: «Пост имеет цену, но не перед Богом. Он есть только орудие. Мастерство художника ценят не по совершенству его инструментов, а по совершенству его произведений». Так что, если пост становится самоцелью, он не приближает человека к Богу, а напротив, удаляет от Него. О степени возможных послаблений, исходя из состояния своего здоровья или условий работы. нужно посоветоваться с духовником и испросить у него на это благословение.

Иссоп — священная трава

Тысячелистник, полынь, ромашка, иссоп… каждое из этих растений дарит неповторимую ноту горечи и тепла. В мире произрастает множество трав и цветов с более тонким и сильным ароматом, с более красивыми цветами и, наверное, более ценных с медицинской точки зрения. Но ни одно растение не удостоилось такого внимания священнослужителей и эзотериков, как эта – священная трава иссоп.

Почему не радует пост?

— Отец Алексий, многие признаются, что с годами пост перестает быть в радость, воспринимается чуть ли не как повинность. Почему так происходит?

— Дело в том, что наше отношение к Богу зеркально отражает отношение к людям. Господь заповедовал нам возлюбить Бога всем сердцем и ближнего как самого себя — это две первые заповеди, и исполняем мы их, как, впрочем, и остальные восемь, плохо.

Начну с отношения к ближнему. Когда мы влюбляемся или хотим подружиться с кем-то, помним об этом человеке день и ночь, готовы, как нам кажется, горы свернуть ради него, и в этот период еде, как и всему, что отвлекает от глубокого общения, уделяем минимум времени и внимания. Но когда другой человек входит в нашу жизнь как жена или друг, через какое-то время не просто привыкаем к нему, но он надоедает или даже начинает раздражать, нам кажется, что отношения себя исчерпали, да и изначально были ошибкой, надо искать новых друзей и новую супругу.

И вчерашние друзья в лучшем случае просто перестают общаться, а иногда и становятся врагами, распадаются браки, дети растут без отцов. Картина эта знакома всем. Думаю, что и подобные чувства чаще или реже испытывал каждый. Забывчивость, непостоянство — главное, что отличает человека от Бога. В отношениях с Ним мы так же непостоянны, и началось это еще с Адама. Он согрешил, потому что захотел иметь что-то без своего Отца, личное, индивидуальное, только ему принадлежащее. И взаимность между человеком и Богом, без которой нет подлинных отношений, была нарушена.

Весь Ветхий Завет свидетельствует, что люди помнили об утраченной взаимности, но редко кому удавалось ее восстановить. Бывали вспышки веры, но они как вспыхивали, так и затухали. Чаще же мы видим в Ветхом Завете пропасть между людьми и Богом, между братом и братом, отцом и сыном.

Иоанн Предтеча, о котором Сам Христос говорит: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф., 11, 11), который по праву считается родоначальником монахов, всю жизнь проводил в посте и молитве. Почему? Он ждал встречи с Богом, а его пост был как раз признанием, что взаимность утрачена. Постясь, он напоминал нам, что еда и питие могут доставить удовольствие, но это не то, что делает человека счастливым. Они удовлетворяют аппетит тела, но не души. А чем больше душа жаждет общения с Богом, тем меньше пищи требует тело.

В основе всякого поста — признание человеком, что он потерял Бога, потерял ближних, да и самого себя потерял, потому что человек узнает себя только в общении. Пост для христианина — путь к встрече с милующим Богом. Но чтобы встреча состоялась, необходим диалог с Ним, поэтому пост неотделим от молитвы. Молитва — не автоматическое вычитывание правил, а обращение к Богу из глубины сердца сокрушенного и смиренного.

Если я просто воздерживаюсь от скоромной пищи и читаю молитвенное правило, а думаю о земном, продолжаю потакать страстям, это еще не пост. Но неофитам Господь дает возможность почувствовать радость от воздержания, узнать себя. В каком бы возрасте человек ни пришел в Церковь, на первых порах он для Бога ребенок, младенец — в духовном смысле. За детей поначалу все делают родители, но постепенно приучают их к самостоятельности. Не всем детям это нравится — нам гораздо приятней, когда с нами нянчатся, а мы ни за что не отвечаем.

Так и в отношениях с Богом. Не за труды наши, а по великой любви Своей Бог дает новоначальным благодать, чтобы они поняли смысл духовной жизни, но потом предлагает потрудиться самим. Спросите любого человека, что лучше: ездить на коляске или ходить на своих ногах? Ответ очевиден. Но когда речь идет не о физических возможностях, а о духовной жизни, мы не хотим ходить, предпочитаем, чтобы Бог носил нас на Своих плечах. Хотим брать, а не отдавать. При таком отношении пост не может быть в радость.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»

Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:

— В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи — лишь средство для достижения этой цели.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):

— Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание — не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.

Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние — редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!

Смысл поста на поверхности

Почему люди постятся? Спросите и Вы получите сто ответов на один вопрос! Среди них будут и глубокие. Будут и те, что попроще, – лежащие на поверхности. Если пост продолжается много дней и ведет к празднику, то заговение ставится в неразрывную связь с разговением, как начало с концом. Смысл заговения надо искать в разговении. День Первоверховных апостолов – это «цель» Петрова поста, он весь устремлен к ней. Церковный праздник будет еще радостнее, если его предваряет пост, если совершается постовая подготовка к празднику.

Вспомните семейные праздники, вспомню и я. Вот ребенком я наблюдаю, как мама готовит всяческие вкусности. Аппетитные яства выстраиваются на кухне перед отправкой за накрытый столовыми приборами стол. Гости еще в дороге, умопомрачительные запахи щекочут мой нос:

– Мам, дай попробовать…

– Подожди, гости скоро приедут. Все сядем за стол. Попробуешь вволю, для того и готовлю.

Хотя и маленький, я понимаю, что просить бесполезно, придется ждать, когда наступит «вкусный час». Все родные и близкие соберутся, будут поздравлять друг друга, солнечно улыбаться, вкусно кушать и хвалить удачные блюда, поднимать за хозяев здравицы. Вот вам типичная картинка из семейного быта, не из церковной жизни. Однако и в церковной жизни что-то похожее тоже просматривается.

Вспомним о библейских праотцах. Когда Исаак хотел благословить сына, как он готовился к благословению? «Он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;  возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,  и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27: 1–4).

Что было дальше? Исаак ждал любимого блюда от любимого сына. Готов был долго терпеть, ведь охотничьи трофеи не по расписанию достаются. Святой Исаак дождался любимого кушанья, вкусил его в радость сердца и благословил угодившего ему сына, который оказался… «расторопнее» Исава и больше Исава дорожил благословением отца. Это уже не типичная картина из семейного быта, но часть священной истории, в которой праведный Бог спасает грешных людей.

Мы постимся, чтобы угодить Богу и получить от Него праздничную радость и укрепляющее нас благословение.

Зачем соблюдать пост в Пост?

В самом деле, если не принимать в расчет религиозные соображения, то какая разница, поститься ли в рекомендованные церковным Уставом сроки или самому выбирать удобные периоды для очищения организма?

Тем не менее, преимущества поститься именно в Пост есть. Приведу наиболее актуальные для меня.

Во-первых, в Пост поститься легче. Как морально (с тобой заодно постится куча народу, это всё равно что смотреть концерт в Олимпийском не по DVD, а вживую), так и физически (объясняют тем, что для Постов высчитаны наиболее оптимальные периоды и лунные циклы).

Во-вторых, Пост имеет чётко обозначенные границы. При соблюдении диеты, её срок, как правило, Вы устанавливаете себе сами, а значит, всегда можете отодвинуть начало на «следующий понедельник», сделать «небольшой перерывчик» или «маленькое отступление». В Пост такие уловки не пройдут: он начинается строго по расписанию, перерывов не предполагает, а правила и срок установлены не Вами, то есть «ненадолго отпроситься» у самого себя не получится.

В-третьих, в Пост становятся легче объяснения с Вашими сотрапезниками. Отказ пробовать приготовленный другом шашлык может обидеть друга, рассказ о диете — повергнуть в шок заботливую маму, а Ваши ограничения в еде иногда становятся для знакомых поводом порассуждать о Вашем здоровье. В Пост ничего объяснять не требуется, Вы говорите два слова: «соблюдаю Пост» — и Вам с уважением и пониманием кивают в ответ.

Немаловажно также, что в Пост во многих ресторанах и столовых, где Вы регулярно обедаете, появляется неплохое постное меню.

Кроме того, появляется повод приобщиться к добрым традициям: до отвала наесться блинами в Масленицу, хорошенько попариться в баньке в Чистый четверг, помириться с приятелем в Прощёное воскресенье и т.д.

Нужно ли в пост есть невкусно?

Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?

Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):

— Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом — в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.

— Мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех — когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое — чревобесие, второе — гортанобесие.

Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ:

— Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно — не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» — и на этом останавливался.

Службы в православный пост

Понятно, что присутствовать постом на всех церковных службах так, как это делали иногда древнерусские крестьяне (поскольку полевые работы в средней полосе в это время еще не начинались), современный человек, особенно житель мегаполиса, позволить себе не может. И все же есть несколько особенных богослужений, побывать на которых желательно.

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели поста, а затем вечером в среду пятой недели (формально – на утренней службе четверга) в храмах читают Великий покаянный канон Андрея Критского. Конечно, его можно почитать дома, а теперь даже и послушать на диске. Но при возможности быть в храме – очень желательно.

Великим, а теперь и другими постами в храмах массово проводится таинство Соборования, очень созвучное постной дисциплине. Время его проведения и продолжительность в разных храмах различается, нужно просто узнать про ближайшие и выбрать удобный.

Очень помогает достойно завершить пост и подготовиться к празднику Пасхи посещение служб последней Страстной седмицы. Некоторые православные даже берут на эти дни отпуск, а в православных гимназиях – объявляют специальные каникулы.

Все перечисленное выше – ключевые моменты, которые хорошо бы не пропустить. Разумеется, что прочие церковные службы постом тоже продолжаются (правда, чуть реже служатся литургии, которые в первые шесть недель по будням бывают только в среду и пятницу). И их посещение зависит от Ваших возможностей.

Важно иметь в виду, что после Соборования необходимо при первой же возможности причаститься. То есть в обычном порядке подготовиться и побывать либо на ближайшей литургии, либо – на литургии в ближайшие выходные (разумеется, всё – с посещением вечерней службы накануне)

Также на литургии по будням могут быть отслужены полным чином Часы, и тогда служба займет больше времени, чем обычно. Впрочем, это зависит от обычаев конкретного храма, о которых стоит заранее расспросить дежурную у свечного ящика.

Эффект через один день

Если вы поститесь впервые, начинайте с одного дня, употребляя правильные напитки в нужном количестве. Однодневный пост уже имеет ощутимые положительные эффекты. Меняется обычный обмен веществ, поскольку организм начинает потреблять резервные углеводы. Запасов хватает до полутора дней.

На клеточном уровне происходит естественный процесс регенерации, известный в медицине как аутофагия. Именно нехватка питательных веществ и является основным стимулом к началу этого процесса. Проще говоря, клетка сама избавляется от ненужных компонентов (органелл), очищается, обновляется. Лучший эффект достигается, если перерыв между едой составляет от четырнадцати до восемнадцати часов.

Как готовить винегрет, который оздоровит кишечник (все ингредиенты те же)

Столик с полкой своими руками: муж сделал сам из поддона и матового стекла

Психолог объясняет, что помогает, а что мешает людям справляться с неудачами

Эффект через 40 дней

Избавиться от жировых отложений непросто, они могут сохраняться в течение долгого времени. Научно доказано, что здоровый человек весом семьдесят килограмм и ростом один метр и семьдесят сантиметров может легко поститься сорок дней. Если бы человек весил около девяноста килограммов, он бы даже имел резервы на сто дней. Во время религиозного поста опасные побочные эффекты обычно не возникают. У пациентов, которые наблюдались в клинике, через три недели анализ крови на содержание калия и натрия показывал хорошие результаты (недостаток минералов не нарушал функционирование органов). А результаты ЭКГ подтвердили, что сердечный ритм не был нарушен.

Стильное пианино из старого инструмента: как я поменял цвет без перекрашивания

На месте старого рынка в Китае высадили травяной сад в виде иероглифов: фото

Как сделать самостоятельно удобную мобильную подставку для собачьих мисок

Страх, что мышцы разрушаются во время поста, обычно является необоснованным. Организм включает «естественный тормоз», который защищает мышечный белок. Также многие постящиеся люди сообщают, что их физическая работоспособность возрастает, а мышцы даже нарастают. Этот эффект уже был доказан исследованиями в начале нашего тысячелетия.

В чем состоит суть поста?

В первую очередь пост предполагает духовное очищение человека от всех негативных мыслей, злобы, зависти, всеобщее прощение и смирение. В течение определенного времени необходимо отказаться от твердой пищи, еды животного происхождения. Во время голодания организм переходит на другой метаболический режим. В духовном плане человек также переходит на новый уровень

Это время нужно уделить молитве, самосовершенствованию, саморазвитию, не акцентировать внимание на пище. Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть

Это утверждение сейчас является актуальным, как никогда.

Почему появились религиозные посты и в чем их смысл

— В церкви принято считать,что пост помогает людям работать над собой. Думаю,что духовная аскеза всегда существовала в религии. Может быть,первое время она не была нигде прописана,но верующие соблюдали определенные правила.

Понимание этого было даже в законе,который Бог дал Адаму и Еве,когда сказал,что нельзя есть плоды с древа познания добра и зла. В какой-то степени это можно назвать постом,потому что никаких других ограничений вообще не было и человек познавал себя сам. Хотя,конечно,научных подтверждений этому нет.

После вкушения плода и изгнания из рая аскеза была нужна для того,чтобы вернуться к Богу и искупить вину. Люди искали пути возвращения к вере и таким образом пришли к посту. Человеку необходимо осознание своей греховности,чтобы верно исправлять свои ошибки и испытать своего рода катарсис.

Молитва. Свечи. Церковь

СС0

Важно,чтобы вектор жизни был направлен не на эгоистические желания,чтобы было понимание смысла существования. В принципе любой человек всегда должен об этом задумываться,пост же особенно настраивает на осмысленность и духовность

В ранней Церкви существовал только 40-дневный Великий пост. Это не просто определенное время,в которое нужно ограничивать себя. Пост подготавливает верующих к самому главному празднику — Пасхе,позволяет сосредоточиться на духовной стороне жизни.

Предыстория и мотивация

Начать, наверное, стоит с того, что этот пост для меня уже не первый. Вот уже несколько лет подряд я пытался соблюдать Великий пост, но пару раз, начав поститься, «срывался» по разным причинам, а в прошлом году подходил к посту избирательно, ограничивая себя в скоромной пище и алкоголе в некоторые из дней. Но в этом году твердо решил соблюдать пост все семь недель.

При этом, в чем-то вопреки всем известной истине о том, что «пост — это не диета», я рассматривал Великий пост в первую очередь как возможность ограничить себя в потреблении продуктов, временное исключение которых из рациона пойдет лишь на пользу. Не скрою, немалое впечатление произвела на меня не так давно прочитанная книга американского экономиста ливанского происхождения Нассима Талеба «Антихрупкость»: она посвящена способности систем становиться устойчивее и прочнее под воздействием стресса, и, касаясь разных аспектов этой проблемы, автор затрагивает и медицинскую, утверждая, что единственный научно доказанный способ продлить жизнь — периодическое самоограничение в пище, почти совпадающее с концепцией христианского поста.

Духовная сторона поста, особенно в том виде, в котором она провозглашается Православной церковью, была для меня на втором плане: говорю об этом совершенно без обиняков, чтобы снять целый ряд вопросов, которые в противном случае неизбежно возникнут.

Впрочем, один из этих вопросов оставить совсем без ответа не получится. Зачем в таком случае привязываться к посту? — спросит некто. Почему просто не сесть на диету в любое другое время? Отвечаю.

Во-первых, всем нам проще переносить испытания, когда мы знаем, что мы не одни. Когда осознаешь, что в эту самую минуту во всем мире миллионы людей постятся так же, как и ты, все кажется не таким уж сложным. А если кто-то будет задавать вопросы — не нужно вдаваться в долгие объяснения, достаточно лаконично сказать, что соблюдаешь пост.

Во-вторых, я не провожу все время там, где могу готовить себе то, что мне хочется. Как минимум обедать по будним дням приходится за пределами дома, а так сложилось, что такая штука, как постное меню, появляется только на Великий пост.

В-третьих, это определенный вызов для меня как для кулинара, и возможность лучше понять потребности тех моих читателей, которые соблюдают пост. Тот, кто не постится, тоже может писать про постные блюда, но мне было необходимо взглянуть на это «изнутри».

В-четвертых, хотя я и сказал о том, что духовная сторона поста не была для меня на первом месте, полностью отметать ее нельзя. Вдаваться в особые подробности я не буду, поскольку этот вопрос находится за пределами тематики сайта и данной статьи.


Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий

Свежие записи